Сначала спросить согласия

Правило деловой переписки — «Сначала спросить разрешение».

Допустим, я пишу письмо потенциальному эксперту в «Дело». Написать вот так неправильно:

Здравствуйте, Владимир!

Я главный редактор издания для предпринимателей «Дело». Мы пишем о бухгалтерии, законах, налоговых проверках и всего, что касается бизнеса в России.

Все статьи мы пишем с участием экспертов и будет здорово, если вы станете экспертом Дела по исключительным правам.

Предлагаю созвониться, чтобы обсудить подробнее.

Это хамство.

Владимир обо мне впервые слышит. У него семья, работа и ипотека, я ему сроду не нужна, его и так всё устраивает. И тут врываюсь я со своим предложением и предлагаю созвониться. Созваниваться — напряжно. Если Владимир меня пошлет, он будет прав.

Чтобы Владимир меня не послал, применю правило «Сначала спросить разрешение». Меняю одну деталь:

Здравствуйте, Владимир!

Я главный редактор издания для предпринимателей «Дело». Мы пишем о бухгалтерии, законах, налоговых проверках и всего, что касается бизнеса в России.

Все статьи мы пишем с участием экспертов и будет здорово, если вы станете экспертом Дела по исключительным правам.

Если вам интересно, буду рада рассказать подробнее. Могу написать письмо или позвонить, когда вам удобно. Что скажете?

Теперь я не предлагаю с порога что-то напряжное, а сначала спрашиваю о принципиальном согласии. Так я даю Владимиру возможность отказать и чувство, что он хозяин положения. Теперь, если Владимир меня пошлет, он пошлет не за хамство, а потому что мое предложение не заинтересовало. А это уже другое дело.

Еще несколько примеров:

Напряжно

Вежливо

Здравствуйте, Людмила! Мне интересен ваш опыт построения редакции в компании. Давайте созвонимся минут на двадцать, и вы мне расскажете, чтобы я не доставал вас письмами?

Здравствуйте, Людмила! Мне интересен ваш опыт построения редакции в компании. Вот мои вопросы. Буду благодарен, если сможете ответить, хотя понимаю, что это довольно напряжно. Поэтому если не ответите, я без обид. Если вдруг вам удобнее рассказать по телефону, я позвоню в удобное вам время.

Здравствуйте! Мы прочитали вашу статью и поняли, что нашей компании нужна редполитика. Хотим пригласить вас на этот проект. Сможете подъехать к нам в офис на этой неделе, чтобы обсудить?

Здравствуйте! Мы прочитали вашу статью и поняли, что нашей компании нужна редполитика. Хотим пригласить вас на этот проект. Что скажете?

Здравствуйте! Моя компания разрабатывает программу для привлечения трафика на сайт. Мне кажется, она может быть полезна вашему изданию. Когда вам удобно созвониться, чтобы я рассказал подробнее?

Здравствуйте! Моя компания разрабатывает программу для привлечения трафика на сайт. Мне кажется, она может быть полезна вашему изданию. Если вам такое интересно, готов рассказать подробнее. Что думаете?

Принцип такой — сначала спросить о принципиальном согласии, а потом договариваться об обсуждении. И кто написал первым, тот и подстраивается по времени и формату обсуждения.