Правило деловой переписки — «Сначала спросить разрешение».
Допустим, я пишу письмо потенциальному эксперту в «Дело». Написать вот так неправильно:
Здравствуйте, Владимир!
Я главный редактор издания для предпринимателей «Дело». Мы пишем о бухгалтерии, законах, налоговых проверках и всего, что касается бизнеса в России.
Все статьи мы пишем с участием экспертов и будет здорово, если вы станете экспертом Дела по исключительным правам.
Предлагаю созвониться, чтобы обсудить подробнее.
Это хамство.
Владимир обо мне впервые слышит. У него семья, работа и ипотека, я ему сроду не нужна, его и так всё устраивает. И тут врываюсь я со своим предложением и предлагаю созвониться. Созваниваться — напряжно. Если Владимир меня пошлет, он будет прав.
Чтобы Владимир меня не послал, применю правило «Сначала спросить разрешение». Меняю одну деталь:
Здравствуйте, Владимир!
Я главный редактор издания для предпринимателей «Дело». Мы пишем о бухгалтерии, законах, налоговых проверках и всего, что касается бизнеса в России.
Все статьи мы пишем с участием экспертов и будет здорово, если вы станете экспертом Дела по исключительным правам.
Если вам интересно, буду рада рассказать подробнее. Могу написать письмо или позвонить, когда вам удобно. Что скажете?
Теперь я не предлагаю с порога что-то напряжное, а сначала спрашиваю о принципиальном согласии. Так я даю Владимиру возможность отказать и чувство, что он хозяин положения. Теперь, если Владимир меня пошлет, он пошлет не за хамство, а потому что мое предложение не заинтересовало. А это уже другое дело.
Еще несколько примеров:
Напряжно |
Вежливо |
Здравствуйте, Людмила! Мне интересен ваш опыт построения редакции в компании. Давайте созвонимся минут на двадцать, и вы мне расскажете, чтобы я не доставал вас письмами? |
Здравствуйте, Людмила! Мне интересен ваш опыт построения редакции в компании. Вот мои вопросы. Буду благодарен, если сможете ответить, хотя понимаю, что это довольно напряжно. Поэтому если не ответите, я без обид. Если вдруг вам удобнее рассказать по телефону, я позвоню в удобное вам время. |
Здравствуйте! Мы прочитали вашу статью и поняли, что нашей компании нужна редполитика. Хотим пригласить вас на этот проект. Сможете подъехать к нам в офис на этой неделе, чтобы обсудить? |
Здравствуйте! Мы прочитали вашу статью и поняли, что нашей компании нужна редполитика. Хотим пригласить вас на этот проект. Что скажете? |
Здравствуйте! Моя компания разрабатывает программу для привлечения трафика на сайт. Мне кажется, она может быть полезна вашему изданию. Когда вам удобно созвониться, чтобы я рассказал подробнее? |
Здравствуйте! Моя компания разрабатывает программу для привлечения трафика на сайт. Мне кажется, она может быть полезна вашему изданию. Если вам такое интересно, готов рассказать подробнее. Что думаете? |
Принцип такой — сначала спросить о принципиальном согласии, а потом договариваться об обсуждении. И кто написал первым, тот и подстраивается по времени и формату обсуждения.