Борьба с абстракциями

Самый частый комментарий, который я оставляю своим авторам в черновиках — это «абстракция». Объяснить, что такое «абстракция» бывает сложно. Например, мы пишем о законе или гипотетической ситуации:

Если юрист по телефону предлагает консультацию за 1000 рублей — это устная оферта. А если напишет цену на салфетке — письменная.

Если сотрудник пришел с конкретным предложением — это здорово.

Оба примера — абстракция, они гипотетические. В первом примере вроде бы конкретные образы: телефон и салфетка. Но ситуация всё равно абстрактная. Во втором примере и ситуация абстрактная, и образов нет. Когда такими абстракциями набита статья, мозг отключается на втором абзаце.

Исправим:

Абстрактно Конкретно
Если юрист по телефону предлагает консультацию за 1000 рублей — это устная оферта. А если напишет цену на салфетке — письменная Юрист сидит в баре и говорит по телефону: «Консультация стоит 1000 рублей». Юрист устно назвал цену, это устная оферта. А теперь юрист положил трубку, и его замечает бывший однокурсник, подходит и спрашивает о консультации. Юрист пишет на салфетке «Консультация стоит 1000 рублей». Это письменная оферта
Если сотрудник пришел с конкретным предложением — это здорово Сотрудник садится напротив вас и говорит: «Сейчас я получаю 50 000 рублей. Столько же, сколько год назад. Я хочу получать 60 000»

Примеры слева абстрактные, потому что рассказывают ситуацию гипотетически: такого не было, но вот если бы было, то было бы так. Примеры справа описывают, что конкретно происходит. Мы убрали «если», ситуация стала реалистичной и сама наполняется деталями: вот появился однокурсник, вот сотрудник зашел в кабинет и сел напротив.

Чтобы избавиться от абстракции, я советую использовать два приема:

Обращать внимание на «если». Когда после «если» идет описание потенциально возможной ситуации, правила или закона, скорее всего, это абстракция. Переходите к следующему приему.

Описывать кино слепому другу. Представьте, что смотрите кино со слепым другом, ваша задача — рассказать, что происходит на экране. Вы же не станете говорить «Анну переполняют чувства». Вы скажете: «Анна сидит у окна, смотрит в даль, а по щеке стекает слеза». Вот и со статьей так: читатель — это ваш слепой друг.

Больше об абстракциях писал Максим Ильяхов. Вот хорошая статья о чувственном опыте.