Умение вести переговоры перекрывает остальные профессиональные навыки. Можно классно верстать письма и писать статьи, но если их не согласовать, результата не будет.
Бывает, переговоры портит какая-то крохотная ерундовина, которую легко не заметить:
— Привет! Надо обсудить задачу по письмам. Давай созвонимся?
— Давай. Я могу завтра, в промежуток с 13 до 15.
— Я хотел сегодня, не получится? Завтра в это время не могу.
— Сегодня я уже не смогу созвониться.
— Ну ничоси ты занятая. Окей, раз у тебя такой плотный график, перенесу другую встречу. Давай в тринадцать.
— Договорились.
Вроде безобидная шуточка, на которую можно не обратить внимания, но нет. Это пассивная агрессия. Коллеге не понравилось, что он не может созвониться в удобное время, но он не говорит прямо, а маскирует недовольство под шуточку.
Раньше я не придавала значения таким штукам и продолжала вести разговор по делу. Потом поняла, что это неправильно. Такое пропускать нельзя: коллега ведь явно недоволен, это нужно отработать.
Отработать — не значит «наехать в ответ»:
— Ну ничоси ты занятая. Окей, раз у тебя такой плотный график, перенесу другую встречу. Давай в тринадцать.
— Погоди, не поняла претензию. Вообще-то это тебе надо, а выходит, будто делаешь мне одолжение. Мне одолжений не нужно.
— Да с тобой не договориться! Я тоже, знаешь ли, не бамбук курю здесь.
— Судя по тому, что ты в любое время готов созвониться, именно это ты и делаешь!
— Иди к черту!
— Сам иди.
Пассивно-агрессивная шуточка — это провокация. Если разозлиться, это не поможет делу. Поэтому вместо гнева лучше задать вопрос и обсудить претензию:
— Ну ничоси ты занятая. Окей, раз у тебя такой плотный график, перенесу другую встречу. Давай в тринадцать.
— Не поняла, поясни, пожалуйста?
— Я говорю, что перенесу встречу и созвонимся в 13, как ты просишь.
— Нет, я про занятость и график. Что ты имеешь в виду?
— Ну просто с тобой всегда трудно договориться о созвоне, надо подстраиваться.
— Так и есть. Это нужно, чтобы успевать выпускать статьи. Если я буду доступна для созвонов в любой момент, я кроме созвонов не буду ничего успевать.
— Это понятно, но письма — тоже важная задача, их надо побыстрее запускать.
— Да, важная. Но выпускать статьи — моя основная задача, я не могу жертвовать ей ради других. Давай лучше подумаем, как нанять автора в твою команду. Можно сделать так: ты договоришься о найме, а я опубликую вакансию.
— Да, это будет идеально. Ок, поговорю.
— Договорились. Пиши тогда, как что-нибудь решите.
Вообще плохо, конечно, что люди не умеют говорить прямо свои претензии. Жизнь была бы сильно проще. Но раз так, надо уметь выцеплять пассивную агрессию, докапываться до боли коллеги и договариваться о решении. Ничего не поделаешь.