В рассылке Главреда есть урок о фичеризме. В уроке даем домашнее задание — исправить предложения с фичеризмом на простые и полезные. Поскольку урок мой, задание к нему тоже проверяю я. Я проверила сто домашек по фичеризму и почти во всех находила одни и те же ошибки:
- в тексте нет пользы;
- слова простые, а смысл непонятен.
Сегодняшний пост — дополнение к главредовскому уроку. Расскажу, что такое «фичеризм», откуда берутся ошибки и как их исправлять.
Разобраться в теории
Фичеризм — это описание преимущества вместо пользы:
Описание дебильное. Многие знают, что такое «Ноу фрост», но кто не знает, прочитает: «Холодильник бла-бла-бла-бла». Этим и вреден фичеризм. Поэтому его надо заменять пользой:
Фичеризм | Польза |
Холодильник оснащен системой «Ноу фрост» — принудительной прокачкой воздуха | Морозилка не зарастает льдом |
Полностью дистанционное обслуживание | Отвечаем на вопросы, меняем тариф и подключаем услуги через интернет. Приезжать в офис не придется |
Автоматическая синхронизация между устройствами через интернет | Составляете список продуктов на компьютере и открываете его с телефона в магазине |
Самостоятельная установка лимитов на операции по дополнительной карте | Дайте ребенку дополнительную карту и ограничьте сумму на покупки. Как карманные деньги, только на карте |
Автоматическая система подсказок по сделкам | Пока вы занимаетесь своими делами, робот анализирует движение рынка. Если он видит, что сейчас самое время купить или продать акции, вы получаете смс с советом |
Это кажется очевидным, но все на этом проваливаются и пишут фичеризмами. Чтобы побороть фичеризм, нужно:
- понять, о чем пишешь;
- объяснить пользу простыми словами.
Давайте разбираться.
Понимать, о чем пишешь
В задании к уроку я даю эти примеры:
С первыми четырьмя читатели справляются, а с остальными беда. Последнее предложение написали правильно двое человек из ста, и не написали совсем пятеро. И молодцы, потому что не знать не стыдно. Писать, не разобравшись, хуже.
В остальных домашках видно, что ребята не понимают смысла, но пытаются его объяснить. Получается вроде такого:
Вышло плохо: в предложении сплошной фичеризм. Никто не поймет, что такое открытый интерфейс программирования, система управления проектами и на кой это всё объединять с сайтом. Когда автор не понимает, что пишет, читатель тем более не разберется. Отсюда правило:
Понять, потом писать
Когда разобрались со смыслом, переходим на следующий этап — извлечь пользу.
Объяснять пользу
Когда понятен смысл, легко определить пользу. Для этого отвечаем на вопрос «Зачем?» — зачем это пользователю. И тут появляется подвох. Вместо пользы есть риск рассказать полупользу:
Так вроде бы стало лучше. Те, у кого бывают задачи с сайта, даже, наверное, поймут. Но всё равно не секси — крутости этой штуки не видно. А нужно, чтобы прямо все офигели, как это удобно:
Ну вот, другое дело.
Я описала пользу простым языком. Но простой язык не первое средство в борьбе с фичеризмом. Подписчики Главреда часто заменяли сложные слова на простые, но польза оставалась непонятной:
Поэтому представляем себя пользователем и думаем: «А нафига мне эта штука?». И рассказываем нафига. Так появится польза. Простые слова подтянутся сами.
Не путайте пользу с выводом. Выводом будет что-то вроде «Это удобно» или «Экономит время». И такого писать не надо, читатель сам это поймет на основе полезных фактов. Задача автора — вытащить на поверхность пользу.
Заметьте, я не стала менять слово «таск-менеджер». Ясно же, что текст для тех, кто им пользуется, они поймут. Если напишем «система управления задачами», это всё усложнит, хотя по отдельности каждое слово будет понятным. Это как переводить с английского по словам, но не понять общего смысла. Поэтому не нужно подбирать слова, а вспоминать второе правило:
Отвечать на «Зачем?»
Инструкция
Итак, соберем всё вместе. Чтобы побороть фичеризм, надо:
- разобраться со смыслом;
- ответить на вопрос «зачем?»;
- написать на понятном читателю языке.