Как побороть фичеризм

В рассылке Главреда есть урок о фичеризме. В уроке даем домашнее задание — исправить предложения с фичеризмом на простые и полезные. Поскольку урок мой, задание к нему тоже проверяю я. Я проверила сто домашек по фичеризму и почти во всех находила одни и те же ошибки:

  • в тексте нет пользы;
  • слова простые, а смысл непонятен.

Сегодняшний пост — дополнение к главредовскому уроку. Расскажу, что такое «фичеризм», откуда берутся ошибки и как их исправлять.

Разобраться в теории

Фичеризм — это описание преимущества вместо пользы:

Холодильник оснащен системой «Ноу фрост» — принудительной прокачкой воздуха

Описание дебильное. Многие знают, что такое «Ноу фрост», но кто не знает, прочитает: «Холодильник бла-бла-бла-бла». Этим и вреден фичеризм. Поэтому его надо заменять пользой:

Фичеризм Польза
Холодильник оснащен системой «Ноу фрост» — принудительной прокачкой воздуха Морозилка не зарастает льдом
Полностью дистанционное обслуживание Отвечаем на вопросы, меняем тариф и подключаем услуги через интернет. Приезжать в офис не придется
Автоматическая синхронизация между устройствами через интернет Составляете список продуктов на компьютере и открываете его с телефона в магазине
Самостоятельная установка лимитов на операции по дополнительной карте Дайте ребенку дополнительную карту и ограничьте сумму на покупки. Как карманные деньги, только на карте
Автоматическая система подсказок по сделкам Пока вы занимаетесь своими делами, робот анализирует движение рынка. Если он видит, что сейчас самое время купить или продать акции, вы получаете смс с советом

Это кажется очевидным, но все на этом проваливаются и пишут фичеризмами. Чтобы побороть фичеризм, нужно:

  • понять, о чем пишешь;
  • объяснить пользу простыми словами.

Давайте разбираться.

Понимать, о чем пишешь

В задании к уроку я даю эти примеры:

homework

С первыми четырьмя читатели справляются, а с остальными беда. Последнее предложение написали правильно двое человек из ста, и не написали совсем пятеро. И молодцы, потому что не знать не стыдно. Писать, не разобравшись, хуже.

В остальных домашках видно, что ребята не понимают смысла, но пытаются его объяснить. Получается вроде такого:

bad-example

Вышло плохо: в предложении сплошной фичеризм. Никто не поймет, что такое открытый интерфейс программирования, система управления проектами и на кой это всё объединять с сайтом. Когда автор не понимает, что пишет, читатель тем более не разберется. Отсюда правило:

Понять, потом писать

Когда разобрались со смыслом, переходим на следующий этап — извлечь пользу.

Объяснять пользу

Когда понятен смысл, легко определить пользу. Для этого отвечаем на вопрос «Зачем?» — зачем это пользователю. И тут появляется подвох. Вместо пользы есть риск рассказать полупользу:

Можно работать с задачами с сайта. Команды помогают встроить плагин управления задачами в сайт.

Так вроде бы стало лучше. Те, у кого бывают задачи с сайта, даже, наверное, поймут. Но всё равно не секси — крутости этой штуки не видно. А нужно, чтобы прямо все офигели, как это удобно:

Заявки с сайта не теряются. Когда клиент заказывает обратный звонок, сотрудник получает задачу в таск-менеджере и уведомление по смс

Ну вот, другое дело.

Я описала пользу простым языком. Но простой язык не первое средство в борьбе с фичеризмом. Подписчики Главреда часто заменяли сложные слова на простые, но польза оставалась непонятной:

b-ex-1

Поэтому представляем себя пользователем и думаем: «А нафига мне эта штука?». И рассказываем нафига. Так появится польза. Простые слова подтянутся сами.

Не путайте пользу с выводом. Выводом будет что-то вроде «Это удобно» или «Экономит время». И такого писать не надо, читатель сам это поймет на основе полезных фактов. Задача автора — вытащить на поверхность пользу.

Заметьте, я не стала менять слово «таск-менеджер». Ясно же, что текст для тех, кто им пользуется, они поймут. Если напишем «система управления задачами», это всё усложнит, хотя по отдельности каждое слово будет понятным. Это как переводить с английского по словам, но не понять общего смысла. Поэтому не нужно подбирать слова, а вспоминать второе правило:

Отвечать на «Зачем?»

Инструкция

Итак, соберем всё вместе. Чтобы побороть фичеризм, надо:

  • разобраться со смыслом;
  • ответить на вопрос «зачем?»;
  • написать на понятном читателю языке.
comments powered by HyperComments
Максим
2016-02-08 10:41:29
Люда доброго дня! То есть получается мы описываем наш продукт, а вывод клиент должен сделать сам опираясь на наше описание?
Lyudmila Sarycheva
2016-02-09 07:23:43
Не-а. Описываем пользу, а не продукт. Немного дописала пост, чтобы рассказать подробнее.
Николай Мащенко
2016-02-09 10:59:26
Эхехе... Дима Кот это рассказывал еще в 2009 году. Выросло уже новое поколение, которым надо опять разъяснять все то же самое. Тяжелый это труд. Спасибо вам за это! Я постоянно своим копирайтерам все это объясняю, но уже подустал. Теперь отправляю людей к Ильяхову и Сарычевой )). Это для меня большое подспорье.
Nadya Pominova
2016-02-09 13:40:36
Мне кажется, пример с АПИ некорректный. Те, кто работают с АПИ, понимают, что это такое, и зачем это надо. Можно просто написать «отдаём АПИ», и всё будет понятно
Lyudmila Sarycheva
2016-02-09 15:14:48
Ну так здесь же не про АПИ ключевая мысль, а про фичу, которая соединяет таск-менеджер с сайтом.
golodnyj
2016-02-10 09:42:25
Очень полезная заметка Спасибо +)
no name
2016-02-15 17:16:38
Спасибо большое. Еще один плюс в копилку знаний от Главреда )
Юлия К
2016-02-25 12:48:43
Тексты с пользой - длинные. Они подойдут для описательной статьи. Но такое не станешь писать на упаковке или в кратком описании продукта. Выбирая холодильник я хочу быстро понять, есть ли в нем функция ноу фрост или нет. И в таком случае "Морозилка не зарастает льдом" мне будет только мешать. Считаю, что нельзя применять идею из этого поста прям везде везде. Такое повсеместное упрощение раздражает. Эт моё мнение.
Дайджест полезных ссылок №18 Блог Александра Сарычева
2016-05-04 08:52:09
[…] Люда рассказывает как побороть фичеризм в текстах http://kompotique.ru/kill-featurism/ […]
Alexey Khavylo
2016-08-22 08:17:27
Отвратительная инструкция. Мерзкое отношение к потребителю
Евгений Чудаев
2017-01-31 09:10:57
Кроме краткого описания есть и подробное описание продукта. Оно не нужно вам, но будет полезно для менее искушенной публики.
Как писать об электронных сервисах — Михаил Чернышов
2020-06-10 18:33:39
[…] Еще одна статья о фичеризме у Людмилы Сарычевой […]
Редакционная политика impulse.guru
2022-07-21 11:24:53
[…] Как вытаскивать пользу из технических деталей […]